Для чего нужен специалист по развитию сообществ?
В России зарегистрировано 226000 НКО, огромное количество деловых клубов, множество сообществ без образования юридического лица. «Третий сектор» стал системой, которой требуются свои профессионалы для развития и управления. С выстраиванием критериев эффективности и KPI.
В реальности же мы видим картину, когда системность подменяется интуитивным.
Я общался с огромным количеством руководителей клубов и предпринимательских общественных организаций, везде примерно одна картина - лидер задаёт вектор действий для исполнительной дирекции.
Но лидер в силу не хватки времени не всегда видит все сектора жизнедеятельности организации, он действует ситуативно, реагируя в основном на текущие вызовы. Лидер он как хороший пилот болида, он знает как и куда ехать, но в гонках всегда есть команда которая системно готовит машину, размещает рекламу, разрабатывают контракты (профи в своей области).
Так и в построение сообществ назрела необходимость подготовки специалистов по развитию сообществ.
Любая общественная организация, клуб, сообщество, как и коммерческая фирма, имеет:
Операционную деятельность
Собственные управленческие процессы
Продукт
Принципиальное отличие коммерческих и общественных организаций в конечном продукте
”Коммерция” работает на генерацию прибыли
Общественники на создание общественного блага
Общественное благо, в данном случае, не какая-то эфемерная субстанция, а вполне осязаемое явление, которое можно посчитать и пощупать.
Люди в сообществе добровольно тратят ресурс времени и денег на создание этого продукта. В бизнесе наоборот - деньги зарабатывают.
Из-за разной сущности конечного продукта вытекает различие в управление организацией:
На большинство позиций в штате можно взять людей с любым опытом:
бухгалтерия мало отличается от коммерческих ,разве что доп отчеты в Минюст и работа с пожертвованиями и взносами
пиар и пресс служба классические
юристы работают по ФЗ -7 об НКО
ивент менеджеры делают привычную работу и т.д
На позицию исполнительного директора нужен человек, который обладает следующими навыками:
Привлечение новых членов
Своевременное обеспечение финансирования организации
правильное позиционирование в инфо поле и госорганах
проведение мероприятий
Зачастую обязанности обобщаются словом «развитие»:
“Ты будешь заниматься развитием организации“- это то что слышит кандидат на собеседовании . Круг вопросов который принципиально отличается от коммерческих организаций !
Из-за этого обобщения происходит неуправляемое и часто интуитивное создание управленческих процессов.
Это все равно что токарю сказать: - Иди точи что-нибудь, главное чтобы трактор был красивый.
Что упускается ?
Чтобы процесс шёл, необходимо:
Понимание, как работают законы по формированию сообществ
Знание инструментов по созданию комьюнити
Частично это решается за счёт опыта лидера организации, приобретённого в школьно-студенческом периоде или за счёт развитой интуиции, дающей понимание, как действовать правильно
Проблема встаёт, когда нужно делегировать полномочия ,описать какие именно процессы должен вести человек
В данном случае под должностью исполнительного директора подразумевается специалист по развитию сообществ
В итоге: Процессы развития понимает во основном лидер, а растить организацию должен исполком. Вот такой парадокс управления.
Некоторые навыки, которыми владеет специалист по формированию сообществ :
История развития сообществ. Виды и различия сообществ (партии, общественные организации, клубы). Особенности региональных и федеральных организаций.
Юридические формы некоммерческих организаций в России
Общественное благо - продукт деятельности сообщества:
Эффект безбилетника
Базовые задачи сообщества - три основные платформы для удовлетворения потребностей своих членов
Различия между клубами и общественными организациями
Особенности предпринимательских общественных организаций
Социальный капитал - формирование и развитие в сообществе:
Понятие и структура социального капитала
Число Данбара
Антропологические и физиологические факторы, ограничивающие количество актуальных социальных контактов человека
Сообщество, как инструмент качественного развития социального капитала своих членов
Критерии эффективности деятельности сообщества:
Внешние и внутренние цели сообщества
Три критерия эффективности деятельности для достижения внешних и внутренних целей.
Критерий «Информирование членов организации о своей деятельности»(цели, параметры)
Критерий «Влияние на принятие экономических и политических решений»
Взаимодействие с региональными и федеральными властями
Критерий «Служить инфраструктурой развития для своих членов»
Виды инфраструктурой поддержки.
Операционная деятельность сообщества:
Руководящие органы и исполнительная дирекция сообщества
Структура штата
Достаточный уровень отчетности
Особенности отчетности для сообществ оформившихся как юр лицо
Фандрайзинг -финансирование организации.
GR и лоббизм
Привлечение новых членов и продвижение сообщества:
Виды коммуникаций
Информационная пирамида
Создание репутации организации
Соцсети и СМИ, как инструмент продвижения
Разработка стратегии
Выявление целевой аудитории
Осуществление адресных информационных мероприятий
Лидер организации - ключевой фактор развития сообщества.