Для чего нужен специалист по развитию сообществ?

В России зарегистрировано 226000 НКО, огромное количество деловых клубов, множество сообществ без образования юридического лица. «Третий сектор» стал системой, которой требуются свои профессионалы для развития и управления. С выстраиванием критериев эффективности и KPI.

В реальности же мы видим картину, когда системность подменяется интуитивным.

Я общался с огромным количеством руководителей клубов и предпринимательских общественных организаций, везде примерно одна картина - лидер задаёт вектор действий для исполнительной дирекции. 

Но лидер в силу не хватки времени не всегда видит все сектора жизнедеятельности организации, он действует ситуативно, реагируя в основном на текущие вызовы. Лидер он как хороший пилот болида, он знает как и куда ехать, но в гонках всегда есть команда которая системно готовит машину, размещает рекламу, разрабатывают контракты (профи в своей области). 

Так и в построение сообществ назрела необходимость подготовки специалистов по развитию сообществ. 

Любая общественная организация, клуб, сообщество, как и коммерческая фирма, имеет:

  • Операционную деятельность 

  • Собственные управленческие процессы 

  • Продукт

Принципиальное отличие коммерческих и общественных организаций в конечном продукте 

  • ”Коммерция” работает на генерацию прибыли 

  • Общественники на создание общественного блага 

Общественное благо, в данном случае, не какая-то  эфемерная субстанция, а вполне осязаемое явление, которое можно посчитать и пощупать.

Люди в сообществе добровольно тратят ресурс времени и денег на создание этого продукта. В бизнесе наоборот - деньги зарабатывают.

Из-за разной сущности конечного продукта вытекает различие в управление организацией:

На большинство позиций в штате можно взять людей с любым опытом:

  • бухгалтерия мало отличается от коммерческих ,разве что доп отчеты в Минюст и работа с пожертвованиями и взносами 

  • пиар и пресс служба классические

  • юристы работают по ФЗ -7 об НКО

  • ивент менеджеры делают привычную работу  и т.д

На позицию исполнительного директора нужен человек, который обладает следующими навыками: 

  • Привлечение новых членов 

  • Своевременное обеспечение финансирования организации 

  • правильное позиционирование в инфо поле и госорганах

  • проведение мероприятий 

Зачастую обязанности обобщаются словом «развитие»: 

“Ты будешь заниматься развитием организации“- это то что слышит кандидат на собеседовании . Круг вопросов который принципиально отличается от коммерческих организаций !

Из-за этого обобщения происходит неуправляемое и часто интуитивное создание управленческих процессов.

Это все равно что токарю сказать:  - Иди точи что-нибудь, главное чтобы трактор был красивый.

Что упускается ? 

Чтобы процесс шёл, необходимо:

  • Понимание, как работают законы по формированию сообществ 

  • Знание инструментов по созданию комьюнити

Частично это решается за счёт опыта лидера организации, приобретённого в школьно-студенческом периоде или за счёт развитой интуиции, дающей понимание, как действовать правильно 

Проблема встаёт, когда нужно делегировать полномочия ,описать какие именно процессы должен вести человек

В данном случае под должностью исполнительного директора подразумевается специалист по развитию сообществ 

В итоге: Процессы развития понимает во основном лидер, а растить организацию должен исполком. Вот такой парадокс управления.

Некоторые навыки, которыми владеет специалист по формированию сообществ :

  • История развития сообществ. Виды и различия сообществ (партии, общественные организации, клубы). Особенности региональных и федеральных организаций. 

  • Юридические формы некоммерческих организаций в России 

  • Общественное благо - продукт деятельности сообщества: 

    • Эффект безбилетника

    • Базовые задачи сообщества - три основные платформы для удовлетворения потребностей своих членов 

    • Различия между клубами и общественными организациями 

    • Особенности предпринимательских общественных организаций 

  • Социальный капитал - формирование и развитие в сообществе: 

    • Понятие и структура социального капитала

    • Число Данбара

    • Антропологические и физиологические факторы, ограничивающие количество актуальных социальных контактов человека

    • Сообщество, как инструмент качественного развития социального капитала своих членов

  • Критерии эффективности деятельности сообщества: 

    • Внешние и внутренние цели сообщества 

    • Три критерия эффективности деятельности для достижения внешних и внутренних целей.

  • Критерий «Информирование членов организации о своей деятельности»(цели, параметры)

  • Критерий «Влияние на принятие экономических и политических решений»

  • Взаимодействие с региональными и федеральными властями

  • Критерий «Служить инфраструктурой развития для своих членов» 

  • Виды инфраструктурой поддержки.

  • Операционная деятельность сообщества: 

    • Руководящие органы и исполнительная дирекция сообщества

    • Структура штата

    • Достаточный уровень отчетности 

    • Особенности отчетности для сообществ оформившихся как юр лицо

  • Фандрайзинг -финансирование организации. 

  • GR и лоббизм 

  • Привлечение новых членов и продвижение сообщества: 

    • Виды коммуникаций 

    • Информационная пирамида 

    • Создание репутации организации

    • Соцсети и СМИ, как инструмент продвижения

    • Разработка стратегии

    • Выявление целевой аудитории

    • Осуществление адресных информационных мероприятий 

  • Лидер организации -  ключевой фактор развития сообщества.