Почему продуктом функционирования сообщества является общественное благо?

К понятию общественного блага часто можно встретить снисходительное отношение, как к явлению, оторванному от реальной жизни. Также присутствует некоторая замыленность понятия - каждый видит свою сущность в этом явлении.

Наиболее частый и негативный образ общественного блага связан с картинкой с телеэкрана со сбором пожертвований по смскам, спекулирующим, в основном, чувством вины.

Вернёмся к общественным организациям:

Как я уже писал в предыдущих постах, принципиальным отличием коммерческих общественных организаций является конечный продут который генерирует организация 

  • У бизнеса это прибыль

  • У сообщества это общественное благо 

Упрощённое определение выглядит так: Общественное благо — это благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет.

Общественные блага совсем не похожи на частные блага, которые доступны в потреблении и приносят пользу только владельцу.

Практически невозможно организовать продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).

В основном это определение используется для государства, в сообществе это действует относительно своего круга интересантов.

Простой пример: В 2020 году ОПОРА РОССИИ сама или совместно с другими общественными организациями стала инициатором 37 антикризисных предложений, облегчивших кризисные явления для 6 млн. предпринимателей. Многие из них не состоят в Опоре и даже не знают откуда эти инициативы правительства появились. Действуя в интересах своих членов, ОПОРА РОССИИ содействовала интересам всего предпринимательского сообщества 

В регионах когда предпринимательские организации добиваются снижения налогов УСН или патентов, то это благо распространяется на все предприятия, применяющие данный вид налогообложения, а не только членам сообщества. 

Когда жители объединяются и выходят очистить озеро или набережную от мусора, они действуют не только в своих интересах.

Примеров много, принцип понятен. 

Если общественная организация или сообщество только имитирует деятельность, маскируя коммерческую фирму под общественную, она неизбежно начинает терять своих резидентов. Лидер становится, есть такой термин, «визиткодержателем». 

Потому что наступает диссонанс - сообщество заинтересовано в расширении своего членства априори, а люди не видя конечного продукта (общественного блага, хотя они могут и не мыслить именно такой формулировкой), не понимают зачем им выступать в эту организацию.

Отдельная тема «Эффект безбилетника» - когда люди склоны просто потреблять блага.